Бурятская мифология

Бурятская мифология, комплекс мифологических представлений бурят Прибайкалья и Забайкалья - булгатов, эхиритов, хоринцев, хонгодоров и др. Более основательно исследована мифология первых трёх этнических групп; для всех бурят характерно единство мифологических сюжетов и персонажей.

Бурятская мифология, прошедшая в своём развитии дошаманский и шаманский этапы, в 18-19 вв. была усвоена и подверглась некоторой переработке ламаизмом. Однако эта переработка часто ограничивалась механической заменой шаманских богов и духов именами персонажей ламаистского пантеона, что даёт возможность исследователям реконструировать часть шаманских мифов.

Шаманские мифы сохранились в большей степени у бурят Прибайкалья, которые фактически продолжали придерживаться шаманства и после принятия в 17-18 вв. православия. Наиболее ранние пласты бурятских мифов восстанавливаются по пронизанным мифологией героическому эпосу (улигеры) и сказкам.

Улигеры ("Абай Гесер", "Иренсей эбуген", "Алтан Шагай мерген", "Аламжи мерген" и др.) оформились, по-видимому, в период позднего средневековья; наибольшее значение имел эпос о Гесере. Мифологический материал также содержит шаманские заклинания, призывания духов, некоторые петроглифы и предметы культа - рисунки на шаманских бубнах, шаманские онгоны, т.е. изображения антропоморфных духов и др.

К раннему периоду развития относится тройственное членение пространства (верхний, средний и нижний миры) и времени (прошлое, настоящее и будущее), тесно связанные с образом мирового дерева. Этот символ играет значительную роль во всех северо- и среднеазиатских мифологиях. Например, по якутской легенде, души шаманов рождаются в еловом дереве на Горе Дзокуо. Еще одно предание говорит о Дереве Иджик Мар, верхушка которого достигает Девятого Неба. У этого дерева нет ветвей, а души шаманов находятся в его сучках.

Дошаманский этап. Добрые силы, охраняющие человека: Хухе Мунхе-тенгри ("синее вечное небо"), Ульгень, Наран ("солнце"), Хара ("луна"), Солбон (монг. Цолмон, "Венера"). Возможно, что каждое божество имело облик того явления, которое оно олицетворяло. Но уже в этот период некоторые боги были антропоморфны: громовержец Хухедей-мерген, хозяин воды Уха Лосон, мать всех добрых тенгри бабушка Манзан Гурме, её девять сыновей и девять дочерей и куча других нерусских названий, олицетворяющие положительное начало. Добрые силы творят мир, видоизменяют вселенную.

Млечный путь возник из молока, которое Манзан Гурме нацедила из своей груди и выплеснула вслед обманувшему её Абай Гесеру.
По другой версии, Млечный путь - это "шов неба", зашитого после того, как из него посыпались звёзды; по нему, как по мосту, ходят тенгри. Созвездие Большой Медведицы (Долон эбуген) появилось из семи раковинно-фарфоровых чаш, сделанных из черепов семи братьев - чёрных кузнецов.

Злые силы представлены несколькими разрядами богов и злых духов. Среди них: глава злых божеств бабушка Маяс Хара ("Маяс Чёрная"), её тринадцать сыновей и семь дочерей, безымянные многоголовые чудовища - мангысы, мангадхаи и персонифицированные силы мрака: Архан шутхыр ("дьявол Архан"), глотающий солнце, и Алха, глотающий луну (именно их происками объяснялись солнечные и лунные затмения; сюжет восходит к мифу о Раху); дьявол Ширем Мината ("с чугунным кнутом"), живущий по ту сторону земли смерти; Гал Дулен, или Гал Нурман ("огненный Дулен" или "огненный Нурман", ср. Андулма эпоса о Гесере) - огненное чудовище с пылающим глазом на макушке; пёстрый хищник Эрен гухеран (ср. чёрно-пёстрый тигр эпоса о Гесере), всасывающий в свою огромную пасть всё с расстояния в несколько километров; жёлтая бешеная собака Ганиг (Гуниг); исполинская змея Абарга Могой. Силы добра побеждают силы зла с помощью небесного камня, убивающего молнией (задай шулун), - оружия Хухедей-мергена, шерстобитного прутика (хабай) Манзан Гурме, скребка (хедерге). Но к ним прибегают в случае, когда обычные виды оружия (стрелы, копья, мечи) не принесли желаемого результата.

Известно несколько вариантов мифов, повествующих о сотворении земли из хаоса, о появлении на земле первых людей и животных, в океане - первых рыб, на небе - светил. В некоторых из них творец земли и первых живых существ - Эхе-бурхан, она же - мать первых божеств на небе. Её добрая дочь Манзан Гурме создала добрых богов и всякое там добро вообще, а злая Маяс Хара - злых богов, источник зла; первые люди на земле - брат и сестра Паханг и Туя.

Шаманство. Высший шаманский пантеон насчитывает 99 небесных божеств - тенгри: 55 западных - добрых и 44 восточных - злых. Разделение тенгри на два враждующих лагеря произошло после смерти Асаранги-тенгри, которому подчинялись все они. Главенство над всеми тенгри стали оспаривать тенгри Хан Тюрмас (Хормуста) и Ата Улан ("Ата красный тенгри"). Произошёл раскол небожителей на два лагеря. По версии балаганских бурят, глава добрых западных божеств, сменивший Манзан Гурме, - Хан Тюрмас-тенгри, по версии кудинских бурят, - Заян Саган-тенгри ("судьба белый тенгри"). Прежнюю Маяс Хара, главу злых божеств, заменили у балаганских бурят Ата Улан-тенгри, у кудинских - Хахмир Богдо-тенгри. Шаманские мифы балаганских бурят объясняют происхождение всех зол и болезней следующим образом: у Саган Себдега ("белый оледенелый" или "белый хозяин" (от тибетского са-бдах)), жившего в небе между западными и восточными тенгри, была дочь - красавица Наран ("солнце"). Её стали одновременно сватать для своих сыновей Хан Тюрмас и Ата Улан. В произошедшем между ними поединке победил Хан Тюрмас, глава западных (добрых) тенгри, он разорвал Ата Улана на части, которые сбросил на землю. Из головы Ата Улана возникло чудовище Архан, стремящееся всё время проглотить солнце, из ног - злые сёстры Енхобой, из рук - дьявол Ширем Мината, туловище превратилось в огненное чудовище Гал Дулен и др.

Из западных тенгри наиболее популярны Эсеге Малан-тенгри - божество ясного неба, Гужир Саган-тенгри ("солончаково-белый тенгри") - олицетворение облачного неба, покровитель плодородия, Галта Улан-тенгри ("огненно-красный тенгри") - божество зноя и засухи, Сахилгата Будал-тенгри ("молнии ниспускающий тенгри") - божество грома и молнии, защищающее людей от злых духов огненными стрелами, Долон Хухе-тенгри ("семеро синих тенгри"), ведающие дождями, Гурбан Халхин-тенгри ("трое тенгри западного ветра") и Гурбан Эмершен-тенгри ("трое тенгри восточного ветра"). В разряд западных тенгри входит и ряд других божеств погоды: ведающие градом, тёплым зимним снегом, мелким летним дождём и т.д.

Восточные (злые) тенгри направляют на человека враждебные стихии. Ехон Шухан-тенгри ("девять кровавых тенгри") насылают опустошительные грады, которые выбивают траву и ведут к гибели скота; Хара Будал-тенгри ("чёрный нисходящий тенгри"), порождающий пожары; Гурбан Манан-тенгри ("три туманных тенгри") с помощью туманов распространяют среди людей разные болезни. Хамшин Хара-тенгри - бог цинги и чахотки; Бомон Хара-тенгри - сибирской язвы; Ганзу-тенгри - бешенства; Ухин Хара-тенгри вызывает бесплодие женщин. Асаранги Арбан гурбан-тенгри ("милостивых тринадцать тенгри") главенствуют над злыми чёрными шаманами и чёрными кузнецами (шаманы и кузнецы делились на белых (добрых) и чёрных (злых)); помимо того, чёрным кузнецам покровительствует небесный кузнец Хожир с семью сыновьями, а белым - Божинтой с девятью сыновьями и дочерью (они обучают людей кузнечному мастерству).

В шаманской мифологии тенгри имеют антропоморфный облик, ведут человеческий образ жизни: женятся, родят детей (количество детей обозначается числами, которым приписывается особая магическая роль, - 3, 7, 9), женят их, воспитывают внуков. Дождь, гром, молния, заря, туман также выступают уже антропоморфными существами, наделёнными способностью вызывать те или иные стихии.

Дети и внуки тенгри являются как бы посредниками между миром богов и миром людей. Дети тенгри - ханы и нойоны, образуют второй после тенгри разряд в шаманском пантеоне; они также делятся на западных (добрых) и восточных (злых). Среди западных наиболее популярны спустившиеся с неба на землю Буха-нойон бабай и Хан Шаргай-нойон. К западным ханам относятся также Хуте Саган-нойон ("белый господин молока") - покровитель молочного хозяйства, Улан Зала ("красная кисть") - хозяин порожистых рек, Хун Саган-нойон ("молочно-белый господин") - хозяин олова, и др. Из восточных ханов известны: Эрлен-хан (Эрлик-хан, Эрлик) - владыка подземного мира, Хан Хото бабай (или Уте Бабай) - хозяин острова Ольхон. В эту же группу входят Альбин-хан, насылающий на людей оспу и тиф, Боро Шарга - покровитель чёрных шаманов, Сом Саган-нойон - хозяин оспы, и др.

Особую группу ханов, не относящуюся ни к западным, ни к восточным, образуют водяные ханы - Ухан-ханы - олицетворение физических свойств воды (её блеска, цвета, текучести), а также промыслов, с ней связанных. Среди них есть божества мужского и женского пола. Живут они на дне глубоких вод. Главный среди них Уха Лосон - хозяин водной стихии. Его помощники: Гохоши-нойон ("господин крюка, или остроги") - покровитель рыбной ловли способом лучения, его жена Хельмеши-хатун ("госпожа вёсел") - покровительница вёсел; Гульмеши-нойон ("господин сетей") - покровитель рыбной ловли с помощью сетей и невода, его жена Гурши-хатун ("госпожа вершей") покровительствует рыбной ловле вершами; Герел-нойон ("господин свет") и его жена Туя-хатун ("госпожа луч") олицетворяют блеск водной поверхности в яркую, солнечную погоду, и др. По характеру своих функций Ухан-ханы всё-таки примыкают к западным божествам. Из числа восточных им противостоят Шухан-ханы ("кровавые ханы"), дети восточных Шуха Улан-тенгри ("кроваво-красного тенгри") и Шуха Хара-тенгри ("кроваво-чёрного тенгри").

Третью по значимости группу богов в шаманской мифологии образуют эжины и заяны (монг. дзаячи). Эжины (дети ханов, внуки тенгри) и заяны (духи умерших шаманов) являются в основном хозяивами отдельных местностей: озера Байкал - Аба-хатан ("матушка-госпожа"), истока Ангары - Буга Саган-нойон ("олень белый господин"), реки Иркут - Эмнек Саган-нойон ("конь белый господин"), тайги - Баян Хангай, местности Кяхта - Хилман Саган-нойон ("удочка белый господин") и другие. Эжин Цаган Эбуген, общемонгольское божество, почитался как хозяин всей земли, покровитель плодородия и долголетия.

Низший разряд в шаманской мифологии - антропоморфные духи: ада и анахаи - души грешных нерожавших женщин, дахулы и дахабари - внебрачных детей, му-шубун - девиц, не знавших любви. Му-шубун по ночам обольщают одиноких путников, а затем убивают их медным клювом и высасывают мозг (сродни жез тырнак в тюркской мифологии). Ада и анахаи - маленькие одноглазые человечки, му-шубун - красивые женщины с длинными красными губами-клювами; есть поверья о не опасных му-шубунах-мужчинах, составляющих с му-шубунами-женщинами брачные пары. Наименее вредные из этих духов бохолдои - души умерших насильственной смертью людей; они бродят по ночам по земле, любят бывать на людских вечиринках, свадьбах, присутствовать незримо при исполнении всяких религиозных обрядов. Если на этих церемониях им что-либо преподнесут, они довольны и тихо удаляются, если же нет, - шумят, угоняют лошадей, пугают по ночам путников. Их разновидность - ухани бохолдой, души утопленников, ставшие водяными духами, существа мелкие и вредные, стремящиеся утопить человека.

Hosted by uCoz