Гесер, Гэсэр, персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар), мифологий монгольских народов, включая бурят (Абай Гесер хубун), а также ряда тюркских (салары, жёлтые уйгуры, тувинцы, алтайцы) и тибето-бирманских народностей. Гесер - герой эпических сказаний и поэм, объект развитого религиозно мифологического культа (фигурирует в шаманских призываниях, молитвах, заговорах и др.).

Чаще всего его имя происходит от ирано-согдийской формы титула "кесарь" или от имени Госыло (в китайской транскрипции - имя правителя Туфаньского княжества в северо-восточном Тибете, XI век).

Первоначальное ядро сказания, по-видимому, сложилось в северо-восточном Тибете. Согласно сказаниям о Гесере, в государство Лин, которое не имело правителя (короля), был послан один из сыновей небесного владыки. Он возрождается в Лине в семье одного из князей безобразным, сопливым ребёнком по имени Джору (в ряде вариантов он зачат матерью от горного духа). Его преследует дядя по имени Тхотун (монгольский и калмыцкий Цотон, Чотон, бурятский Сотон, Хара Зутан). В детстве мальчик проявляет чудесные способности, уничтожает различных демонов, одерживает победу в конном состязании за обладание красавицей Другмо (Рогмо-гоа, Урмай-гохон), троном и сокровищами Лина. Затем он получает с неба чудесного скакуна, обретает свой истинный величественный облик и имя Гесер (в монгольских версиях - Гесер-хан, обычно именуемый владыкой 10 стран света, искоренителем 10 зол в 10 странах света). Гесер побеждает демона севера, людоеда Лубсана (ср. монгольского Лобсага, калмыцкого Лувсарга, бурятского Лобсоголдой Хара мангадхай) с помощью супруги демона Мезы Бумджид (монгольская Тумен Джаргалан, западнобурятская Тумен Яргалан; по некоторым версиям, в том числе монгольским, она - бывшая жена Гесера, похищенная демоном). Меза Бумджид подносит герою напиток забвения, испив который, он остаётся на севере.

В Лине Тхотун, напрасно домогавшийся Другмо, совершает предательство, в результате на Лин нападают из соседнего государства хоры (монгольские шарайголы, калмыцкие ханы Шаргули, бурятские шараблинские ханы), захватывают Другмо, и она становится женой одного из хорских королей - Гуркара (монгольский Цаган Герту хан, "белоюртый хан"). Сбросив наваждение благодаря небесному вмешательству, Гесер спешит на родину. В облике скверного мальчишки (монгольский Ольджибай) он проникает к хорам, колдовским способом убивает Гуркара и, подчинив себе его государство, вместе с Другмо возвращается в Лин. Согласно ряду сюжетов, Гесер отправляется в Китай, где с помощью волшебных средств добывает себе принцессу, вызволяет свою земную мать из ада; уничтожает демонических королей соседних стран (на севере, юге, востоке и западе), подчиняя их подданных своей власти. В монгольских сказаниях Гесер оживляет богатырей, павших в войне с шарайголами.

Во всех версиях Гесер характеризуется как трикстер: он прибегает к хитрости и колдоству, его поединки, как правило, носят не богатырский, а "шаманский" характер (ловля и уничтожение душ противника). Эта особенность образа Гесера способствовала развитию мифологически-пародийных начал в повествованиях о Гесере, что проявляется прежде всего в его отношениях с Тхотуном, который выступает в большинстве случаев "негативным дублёром" Гесера. В некоторых монгольских версиях Цотон оказывается одним из воплощений Гесера. Гесер - ниспосланный небом культурный герой, очищающий землю от чудовищ. Демоноборчество сближает Гесера с тибетским масангом и сходным с ним бурятским Буха-нойон бабаем. Как король-избранник и даже первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного " космического яйца"), образ Гесера восходит к добуддийской, бонской традиции. В монгольских версиях отзвуком подобной интерпретации является обращение Гесера к властелину ада Эрлику - "Старший брат мой". В ряде вариантов земной отец Гесера - горный дух. Учитывая связь с божеством священной горы, что по концепции тибетской мифологии согласуется с небесным происхождением героя, а также с мировой горой, Гесер воспринимается как правитель "центра" (это соответствует генеалогическим мифам о тибетских правителях), противопоставленный правителям окраин, борьба с которыми по существу адекватна цивилизаторской деятельности культурного героя. Иногда сам Гесер - властитель одной из четырёх стран света - севера. Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гесера - Кром (возможно, от Рум - иранское наименование Византии). Под влиянием индийской и буддийской мифологий отцом Гесера оказывается Брахма или - в ладакской (западнотибетской) версии и во всех монгольских - Индра (монгольский Хормуста; у западных бурят его место иногда занимает шаманское божество Эсеге Малан-тенгри). По сходству функций либо внешнему облику воплощения Гесера (или его чудесного скакуна) близки ряду персонажей ламаистского пантеона; как божество войны Гесер (тибетский Далха, монгольский Дайсун-тенгри или Дайчин-тенгри) иногда отождествляется с Джамсараном. Более поздним (с кон. 18 века) является отождествление Гесера с богом войны в китайской мифологии - Гуань-ди.

Гесер - универсальное охранительное божество, покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счатливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гесер иногда именуется бурханом или тенгри, его называют сыном неба, обитающем поверх высокой горной вершины в доме из облаков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены также многие соратники и противники Гесера, у монгольских народов объектом культового поклонения является только Гесер.

Hosted by uCoz